О музыке

При существующем подходе ко жизни, когда во главу угла ставится потребление, музыка, в числе прочего, тоже воспринимается с подобной позиции. Конечно, можно говорить о том, что есть разная музыка и какая-то музыка потребляется «для развлечения», а какая-то служит для культурного, интеллектуального и тому подобного развития, то есть «потребляется» в высококультурных, духовных целях. Но даже тот очевидный факт, что часть музыки массово «производится» именно для её продажи и представляет огромную индустрию, позволяет предположить наличие в музыке некоей «ценности», которая и позволяет её продавать. И эта ценность музыки не сводится только к её потребительской ценности и возможности служить развлечением, иначе того, что называется «серьёзной музыкой» уже давно бы не существовало, учитывая темпы расширенного воспроизводства развлекательного контента. Да и что заставляет капиталистов, считающих каждый цент, содержать симфонические оркестры, вкладываться в новые записи классических произведений, спонсировать музыкальные конкурсы скрипачей, пианистов и так далее?

Дело в том, что музыка напрямую воздействует на сознание, и это давно не секрет. Возможно, именно то, что она обращается к сознанию невербально, позволяет ей обходить фильтры, выстраиваемые сознанием на пути словесного общения. Текст на фоне или в сопровождении музыки воспринимается совершенно иначе, чем тот же текст без неё, и воздействует сильнее. Кстати, озвученный текст тоже воздействует намного сильнее написанного – иначе в средней и высшей школе давно обходились бы без учителей и преподавателей. А песня на незнакомом языке воспринимается совсем не так, как на знакомом, когда понимаешь смысл текста…

К тому же долгая эволюция приучила нас к тому, что чуткий слух – это не только лучшая защита от многочисленных опасностей, окружающих нас, но и побуждение к немедленному действию. И хотя нас уже не подстерегают опасности на каждом шагу, эта связь «услышал – немедленно мобилизуйся и действуй» в нас сохранилась и действует почти столь же эффективно, как и в давние времена.

Ещё в Древней Греции было известно о воздействии музыки на сознание. Аристотель делил "мелодии", или, вернее, лады на этические, практические и энтузиастические, а Платон писал:

«Главнейшая пища не заключается ли в музыке, так как ритм и гармония особенно внедряются в душу, весьма сильно трогают ее и делают благопристойною, если кто питается правильно, а когда нет, – выходит противное? Притом воспитанный этим по надлежащему живо чувствует, как скоро что упущено, или неловко отделано, или нехорошо произведено. Будучи расположен к справедливому исследованию, он хвалит прекрасное, с радостью принимает его в душу и, питаясь им, становится честным и добрым человеком, а постыдное дело порицает и ненавидит от самой юности, прежде чем может дать себе в этом отчет».

В XX-м веке исследованиями воздействия музыки на сознание занимался небезызвестный Тэвистокский институт, которому мы обязаны в том числе и «феноменом Битлз». Об этом написаны целые книги, хотя, кажется, самые интересные работы института остаются для нас засекреченными.

Но ведь каждый имеет ещё и практический опыт слушания музыки и, в принципе, может сам исследовать её воздействие на себя и окружающих. Всё написанное мной ниже основано на моём личном опыте и его восприятии, и совсем не обязательно, чтобы этот опыт полностью совпадал с чьим-либо ещё – все мы разные. Но надеюсь, что он будет полезен как отправная точка для самостоятельного исследования – ведь это вам решать: какую музыку и как слушать, что вы хотите получить от этого взаимодействия с вибрациями пространства-времени, и так далее…

Музыка бывает разной, и её воздействие на людей тоже бывает разным. Кроме того, известно, что музыка способна воздействовать на растения и на животных, причём среди последних не так уж мало тех, кто сам может издавать вполне музыкальные звуки. И очевидно, что звуки, издаваемые животными, призваны воздействовать на других животных, в основном — того же вида. Что это, как не воздействие на сознание?! В свою очередь, сознание не является чем-то цельным или однородным, оно имеет свои «уровни», «части», слои и так далее — названия тут более чем условны и служат только для общей ориентации, так же как разделение, например, на «высшие» и «низшие» уровни сознания. И тем не менее мы вполне можем говорить, что музыка способна воздействовать на растения на их уровне сознания, на животных — на их уровне, на людей — на их. Естественно, в человеке есть уровни (слои, структуры) сознания, соответствующие сознанию животных и растений, есть и человеческие, а также, возможно, есть и элементы планетарного сознания, или ноосферы, или, можно сказать, божественного сознания.

Прежде чем вернуться к музыке, надо сделать ещё одно важное замечание. Разные уровни сознания человека по-разному реагируют на внешнее воздействие. Самая «жёсткая» часть сознания — телесная, самая податливая и пластичная — ментальная, связанная с деятельностью ума. В самом деле, убедить человека можно практически в чём угодно, а вот если попробовать изменять структуры его тела, то неизбежно возникнут трудности, зачастую непреодолимые. Поэтому более подверженными воздействию музыки являются более тонкие (высшие) структуры сознания (психики), а не более грубые (низшие), как могло бы показаться.

На телесное сознание воздействует прежде всего ритмическая составляющая музыки. Также немаловажна и высота звука: чем звук ниже, тем сильнее он действует на тело. Это естественно - частоты колебания тела и его органов не превышают пары сотен герц. Надо учитывать и то, что действенность воздействия на телесное сознание зависит, как правило, от длительности процесса. То есть если в Африке, к примеру, барабаны могут звучать сутками напролёт, то это, возможно, не просто так и не потому, что им там заняться нечем. Да и шаманские церемонии тоже отличаются продолжительностью — в таком деле нельзя торопиться. Так что: телу время, потехе час…

В нашем телесном самоощущении главное — это положение и состояние позвоночника. Не зря раньше при воспитании большое внимание уделяли осанке и умению «держать спину». Человек с правильно выстроенным позвоночником является намного более уверенным, чем согнутый, ссутулившийся. Уверенность — это твёрдая опора сознания в телесном, опора на свои силы, свои навыки и представления. И та составляющая музыки, которая воздействует на телесное сознание, действует в первую очередь на позвоночник. «Полезная» музыка расправляет позвоночник и «выстраивает» его, также правильно выставляя венчающую его голову, «вредная», наоборот, будет сжимать, сгибать и скручивать его, вдавливая голову в плечи.

Смысл правильного выстраивания позвоночника, на самом деле, прост — это обеспечивает условия для подъёма энергии по позвоночному столбу. Кому не нравится слово «энергия», может заменить его, например, на «спинномозговая жидкость» — очевидно, что под действием силы тяжести она постоянно опускается вниз и её нужно закачивать наверх, чтобы обеспечить равномерное присутствие во всём позвоночнике. А можно ещё представить позвоночник как большой ксилофон или подобный инструмент, в котором каждый позвонок издаёт собственный звук или реагирует на определённые звуки…

Собственно, мы уже перешли к энергетической составляющей воздействия музыки, которая заключается в активизации и усилении энергетических потоков в теле. Вспомним растения, которые лучше растут благодаря музыке — у них тоже активизируются разнообразные жизненные процессы, что ускоряет рост и, возможно, усиливает способность сопротивляться неблагоприятным условиям и вредителям. К сожалению, энергетика человека пока слабо изучена и представления о ней основываются во многом на эмпирическом опыте тех, кто способен её чувствовать. Но ведь каждый имеет хотя бы некоторое представление о собственной энергии и её колебаниях, каждый знает на собственном опыте, как это «быть без сил» или «быть полным сил». Энергетическое воздействие музыки легче увидеть на массовых концертах, когда состояние массы людей служит хорошим и вполне объективным показателем того, как на них воздействует звучащая музыка.

Впрочем, пора уже перейти к следующему уровню — эмоциональному воздействию. Музыка с лёгкостью управляет нашим настроением, причём её неявное влияние может быть намного более сильным, чем явное. Скажем, в кино музыка создаёт чуть ли не 90 процентов эмоциональной атмосферы и, соответственно, эмоционального воздействия на зрителя. Даже в немом кино музыка не только присутствовала, но и играла важнейшую роль!

Так как не бывает «плохих» эмоций и каждая должна быть прожита и пережита, то и музыка нам нужна самая разная. В какой-то момент нам нужна музыка, с которой хорошо грустить, в другой — та, с которой можно веселиться, и так далее. Проблема в том, что всё это должно бы, по-хорошему, происходить с нами при нашем осознании. Но если музыка «заставляет» нас плакать или смеяться, действуя против нашей воли, то она точно так же может заставить нас делать и многое другое…

Уровень эмоционального сознания — наше «слабое место», так как тут работает так называемое «животное сознание», опирающееся на инстинкты и сформированные паттерны поведения. Этот уровень зачастую находится вне поля человеческого сознания, поскольку отвечает за выживание особи в ситуациях, когда некогда раздумывать и требуется моментальная реакция. И если бы кто-то захотел использовать музыку для контроля сознания людей — это та самая лазейка, через которую проще всего воздействовать: захвати через эмоции тело — и оно понесёт голову владельца туда, куда тебе надо!

Помню, как тысячи молодых людей в своё время с почти революционным пафосом подхватывали слова песни: «Перемен! Мы ждём перемен!», а пока одни ждали перемен, другие, кто знал, что делать, реализовывали перемены в своих собственных интересах. В результате те, кто ждал перемен как подарка свыше, ничего не дождались, вся их протестная энергия ушла в песок. Те же, кто не ждал, нахапывали себе под лозунгами «перемен», «свободы рынка», «приватизации» и прочими кто сколько мог… Как только процесс раздербанивания «общенародной собственности» закончился, песни сменились и петь про перемены стало неактуально: «Вы ждали перемен — вы их получили! Всё, точка!»…

Наконец, надо сказать и о ментальной составляющей сознания. Хотя я не слышал о серьёзных научных исследованиях в этой области (за одним исключением, о котором будет ниже), я не сомневаюсь в том, что музыка способна оказывать сильнейшее воздействие на развитие мозга и его функций. Какая-то часть нашего мозга работает как логическая вычислительная машина, а какая-то — по-другому, наверное, на основе резонансов, гармоний и тому подобного, руководствуясь нечёткой логикой, образным мышлением и прочими непонятными штуками. Благодаря этой другой части мы узнаём знакомых людей и предметы, различаем голоса и отдельные звуки, занимаемся творчеством и так далее. Даже ребёнок способен к таким сложнейшим операциям! Возможно, музыка со своими резонансами и гармониками как раз и способна создавать и выстраивать сложные связи между нейронами, формировать пространственные структуры мозга и задавать правильные ритмы и гармоники его работы.

Те, кто сомневается в способности музыки прямо влиять на мозг, могут просто поинтересоваться информацией на тему «цифровые наркотики». Если бы такого воздействия не было, такие наборы специально сгенерированных звуков не могли бы появиться — в них просто не было бы смысла, их бы никто не покупал.

Поскольку мы мыслим словами родного языка и его грамматическими конструкциями, соединение музыки и слов или особых звуков производит особенно сильное воздействие на ментальный уровень сознания. Пение молитв или мантр — прекрасный образец такого целенаправленного воздействия, «вскрывающего» сознание для наполнения его сакральным содержанием. Нельзя не отметить, что длительное распевание, например, «Харе, Кришна!» настраивает мозг на восприятие всего, что «созвучно» этой мантре, так же как и пение или активное слушание православной молитвы настраивает на принятие соответствующих текстов и музыки.

Есть и музыка, которая может служить связующим звеном между человеком и «надперсональными» уровнями сознания, которые можно также называть божественным уровнем сознания, «космическим» или «вселенским» сознанием, ноосферой и так далее. Для меня такова музыка Иоганна Себастьяна Баха — во время её звучания я чувствую, как во мне происходят какие-то тонкие процессы и сознание перестраивается для восприятия чего-то, явно превосходящего мою персону и её жизнь. Но это, возможно, сугубо индивидуально и сильно зависит от личной истории развития…

Так как же слушать музыку?

Во-первых, всем своим существом. Если уж она воздействует одновременно на все уровни сознания, то и слушать её лучше «всеми ушами», ощущая её воздействие на нас как в целом, так и на отдельные части сознания.

Во-вторых, слушать музыку стоит осознанно, не только ощущая её воздействие во всех деталях и нюансах, но и осознавая, что при этом происходит, куда мы начинаем двигаться вместе со звучащей музыкой, хотим ли мы этого, несёт ли это нам вред или пользу.

В-третьих, надо выбирать, что слушать, когда и с кем. Тут всё в точности как с пищей: так же, как «мы есть то, что мы едим», так и наше сознание есть то, что мы в него впускаем или вкладываем, во что его погружаем. И «здоровое питание» столь же необходимо уму, как и телу!

А напоследок, в качестве дополнения, отрывок из интервью советского учёного и педагога В.В. Кирюшина, автора уникальной методики воспитания личности ребёнка, опубликованного в газете «Президент» № 50 от 15-17 декабря 1993:

"Суть эмоционально-образного образования и воспитания детей заключается в быстром и качественном развитии у детей восприятия образов и мышления с момента рождения (а по некоторым видам и внутриутробного состояния). Система детально разработана применительно к процессу обучения музыкальной грамоте. То, что изучают в обычной музыкальной школе в течение восьми лет, по моей системе усваивается дошкольниками за один год.

Но музыкальный материал служит лишь первой основой - в формировании духовного и интеллектуального уровня будущего гражданина. Благодаря этому ускоренно растет его познавательная активность, эмоционально-нравственный потенциал.

Эффективной оказалась система и в работе с детьми, имеющими отклонения в умственном и психическом развитии. Она может быть применена практически в каждой учебном предмете, в каждой дисциплине, в любой общеобразовательной школе, институте, колледже, гимназии.

… Специальные мелодии, записанные на аудиокассетах, построенные на тщательно выверенных сочетаниях-формулах, оказались способными к достаточно мощному энергетическому воздействию, особенно на новорожденных и недоношенных детей"…

В условиях деградации системы образования и развития детей ответ на сакраментальный вопрос «почему же это ещё не внедрено?» очевиден: «Ищи, кому выгодно!»…