Об искусстве

Нас как-то приучили думать, что искусство имеет некую ценность само по себе, так сказать, в чистом виде. Из-за этого люди делятся на две группы: одна, небольшая, - "ценители", способные оценить искусство в его абстрактной чистоте и оторванности от жизни, и другая, намного бОльшая - это те, кто якобы неспособен "правильно" оценивать произведения и явления искусства. Вторую группу обычно награждают всякими эпитетами, которые не хочется лишний раз упоминать, самыми мягкими из которых являются "толпа" и "чернь".

На самом деле, любое искусство - функционально, и любое произведение искусства несёт определённый смысл и имеет свою цель. Разумеется, эти смысл и цель определяются адресатом искусства и сугубо индивидуальны, но, очевидно, то, что для меня не несёт никакого смысла и не выполняет никакой задачи, произведением искусства для меня лично не является. А дальше уже - вопрос договорённостей и массовости поддержки определённого произведения или явления искусства, поскольку для нас вполне естественно пытаться убедить окружающих в своей правоте и перетягивать их на свою точку зрения.

В конечном счёте, мы оцениваем искусство по степени его воздействия на нас.

Музыка - прямо воздействует на сознание, о чём я уже писал.

Изобразительное искусство тоже весьма функционально. Может быть, те человеческие существа, которые многие тысячи лет назад рисовали на сводах пещер сцены охоты, не развлекались, а планировали будущую охоту? А сидевшие рядом с ними понимали, что им надо делать и как, причём без слов (да и были ли у них тогда в ходу слова)? Или монах, пишущий икону, - разве он не пытается воздействовать на того, кто будет потом смотреть на эту икону? Разве он не для того постится и молится во время работы, чтобы душа смотрящего возвысилась и приобщилась откровения, которое было дано монаху в его молитвах? Я уже не говорю про силу воздействия чудотворных икон!

А так называемое "народное", или прикладное искусство? Каждый элемент его был наполнен смыслом и образом, и всё, что делалось человеком для себя и близких, имело задачу защищать и помогать, хранить и поддерживать. Дом был символом всего мира, с крышей - небом, мировой горой - печью, подполом - подземным миром, стенами, охраняющими жизнь внутри дома... Вышивки-обереги, все элементы одежды - всё имело смысл и значение, всё "работало" на человека. К сожалению, многие смыслы этого искусства мы подрастеряли, но можем ли мы без них обойтись? Я полагаю, что нет, ибо без связи с корнями мы теряем свой род, свою индивидуальность, превращаясь в пресловутый "винтик" производственно-воспроизводственного процесса...

Поэтому давайте оценивать искусство лично и пристрастно, не стесняться искать и находить то искусство, которое нам действительно нравится, которое благотворно воздействует на нас! Ну а то, что нам не подходит - пусть с ним разбираются другие, главное, чтобы они не могли навязать нам своё мнение и свои предпочтения.