О развитии

Развитие жизни - это процесс экспансии, распространения как вширь, так и вверх, вглубь, в другие среды и условия. И люди тут не исключение - они уже заселили почти всю Землю и уже вынашивают планы экпансии в космос.

Но лучше всего этот процесс освоения пространств виден на примере детей.

Вот совсем маленький ребёнок лежит в кроватке и исследует своё тело - первое пространство (измерение), которое он осваивает: разглядывает свои руки, засовывает в рот ступни, издаёт звуки. Он начинает ползать и затем ходить - и исследует уже свой дом и все его уголки, куда у него есть доступ. Потом он начинает выходить во двор - и появляется уже "наш двор", "наша детская площадка" и т.д. Освоенное пространство увеличивается, и появляется "наш детский сад", "моя школа", "мой институт"...

Этот процесс не просто освоения, но и "присвоения" пространства является очень важным, и задача педагогики - давать в нужные моменты времени ребёнку нужные и полезные инструменты для творческого освоения пространства, создавая ему простор для роста и развития. если же останавливать этот процесс разными запретами, навязыванием страхов, условий и ограничений, то замедлится или даже остановится развитие ребёнка и процессы его взросления. А потом начинаются разговоры про детские комплексы, зажатость и блоки и т.п., но одними только разговорами мало что можно исправить...