Об образовании

Задача образования - научить мыслить образами, целостно, потому и корень слова - "образ". Кроме того, образование - это не только "получение систематизированных знаний и навыков, обучение", но и "совокупность знаний, полученных в результате обучения", то есть некая картина окружающего ученика мира, иными словами, тот же образ. Конечно, эту картину можно анализировать или пытаться описывать словами, но это ей ничего не добавит. Более того, эта картина скорее похожа на голограмму, и даже если разделить её на части или вычленить кусок, то она всё равно будет нести информацию о целом, "отпечаток" общей картины.

Человек, который способен мыслить образами, может "увидеть" или представить свою цель, создать образ желаемого, - и реализовывать его, материализуя целевой образ в реальность любым доступным ему способом. Так, художник, имея перед внутренним взором образ картины, может начинать писать её с любого места, используя любые подручные материалы в качестве инструментов и красок.

Человек же, не умеющий мыслить образами, может только описывать свою цель, раскладывая её на составные части, при нет никакой гарантии, что эти части потом можно будет собрать во что-то приемлемое. Реализация такой искусственно созданной цели обычно так же описывается в виде некоторого количества шагов, приближающих к цели, при этом каждый шаг должен быть подробно описан, определены ключевые показатели и так далее. Любое же отклонение от принятого плана требует перестройки всего плана, определения новых промежуточных целей и тому подобное. При этом человек рискует вообще оказаться не в состоянии реализовать свой план из-за необходимости всё предусмотреть и распланировать - как если бы Ахиллес в погоне за черепахой каждый раз, достигнув точки, где черепаха была перед этим, начинал заново планировать, как ему достигнуть следующей точки, где сейчас находится черепаха, и так далее, до бесконечности.

Если у человека нет своих образов, их с успехом заменяют чужие, навязанные окружением, рекламой, СМИ, - и человек уже, сам того не замечая, живёт в чуждом ему мире, некоей "виртуальной реальности", в которой его функции сведены к простейшим, в основном потребительским.

Можно ли вообще мыслить без образов? Полагаю, что нет, так как картина мира у каждого - образная, и для того, чтобы добавить к ней что-то, например, новое знание, нужно вписать в эту целостную картину новый элемент, добавить новый образ или изменить и расширить существующий. Причём, если новый образ не вписывается в картину, но очень в ней нужен, зачастую приходится основательно переделывать всю картину, чтобы интегрировать в неё новые элементы.

Итак, настоящая задача образования - развивать в человеке способность мышления, осваивать новые способы и методы мышления, расширяя его границы, с тем, чтобы человек был способен решать новые задачи, которые до этого никто не решал, отвечать на вызовы Жизни, с которыми он никогда прежде не сталкивался. Поэтому образование никогда не заканчивается, и вся жизнь человека мыслящего - это создание всё новых образов, построение всё более потрясающей и захватывающей картины мироздания.